ИЗО 7 класс















Разработка урока
Цели и задачи урока:
1.       Познакомиться и закрепить такие понятия: как скульптура; виды и жанры скульптуры, на примере работ, посвященных Великой Отечественной  Войне, Кубанских скульпторов и архитекторов города Краснодара.
2.  Определить назначение скульптуры в жизни человека Кубани.
3.     Познакомить учащихся с техникой исполнения скульптуры: лепка,     ваяние, метод отливки.
4. Воспитание чувств патриотизма , долга , уважения и гордости перед историческим наследием  нашей малой Родины.
Оборудование урока:
1.     Компьютер.
2.     Колонки.
3.     Мультимедиа – оборудование.
Структура урока:
I. Организационный  момент.
II . Введение.
III. Содержание нового материала.
IV. Творческая практическая деятельность.
V. Рефлексия.
          VI. Итоги урока.
Содержание урока
I. Организационный  момент.
II . Введение
1слайд
Вы прослушали песню «Журавли»  на стихи Расула Гамзатова, в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий.
2 слайд
 Мы понимаем, что когда-то
 Придут совсем другие даты.
 Не будет больше ветеранов.
 Их не останется в живых.
 Ни рядовых, ни офицеров,
 Ни покалеченных, ни целых,
 Ни благородных генералов,
 Ни бывших зеков рот штрафных.
 Кто им потом придет на смену?
 Кого придется звать на сцену
 Чтоб окружить своей заботой
Когда нагрянет юбилей?
 Подряд уходят ветераны.
 Им обдувает ветер раны,
 Их ордена лежат забыты,
 А имена горят сильней...
Петр Давыдов
май 2005
Проходят годы, вот уже и XXI век наступил. Но хотя мы все дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941–1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили миллионы людей.         
 Героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу – на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в искусстве
3 слайд
Которая, навсегда, запечатлёна в произведениях Кубанских скульпторов: памятниках на площадях, воздвигнутых стелы и обелиски в парках и скверах, установленных мемориальных досках.

Цели и задачи урока:
1. Познакомиться и закрепить такие понятия: как скульптура; виды и жанры скульптуры, на примере работ, посвященных Великой Отечественной  Войне, Кубанских скульпторов и архитекторов города Краснодара.
2.Определить назначение скульптуры в жизни человека Кубани.
3.Познакомить учащихся с техникой исполнения скульптуры: лепка,     ваяние, метод отливки.
4. Воспитание чувств патриотизма , долга , уважения и гордости перед историческим наследием  нашей малой Родины.
III. Содержание нового материала
 4 слайд
Понятие слова «скульптура» происходит  от латинского  «sculpo» – вырезать, ваяние, пластика. Объемное изображение, выполненное в каком-либо материале (дерево, глина, гипс, камень, металл и др.)
Существуют жанры скульптуры  изображение  человек и животного.
Подобно художнику, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека и его душевное состояние мы читаем в чертах лица, в жестах, движении.
Справа вы видите Мемориальный комплекс кубанцам,  погибшим в борьбе за Родину, состоящий  из фигуры женщины, олицетворяющей Родину-мать. Скульптор И.П. Шмагун, архитекторы В. Т. Головеров, Н. П. Шлыков. Выполнен из бетона и гранита.         
Слева -  Памятник Героям битвы за Кубань, который находится в сквере между улиц Горького, Кирова, Гоголя, Бершанской. Открыт в 1945 на средства жителей станицы Пашковской , в настоящее время который вошел в черту города. Скульптор А. П. Сало. Выполнен из бетона и металла.    
5 слайд
Скульптура делится на два основных вида:
круглую скульптуру  - вы видите, справа на примере памятника командиру 46-го гвардейского таманского женского авиаполка  Е.Д. Бершанской.  Выполнен из бетона и бронзы;   
и  рельефной - вы видите, слева на примере памятного знака установленного на месте гибели Героя Гражданской войны С. П. Захарова в 1928 году, в виде стены.             
6 слайд
В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью. В рельефе можно изобразить большую группу людей и даже пейзаж. Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников, на пример, как Мемориальный комплекс кубанцам, погибшим в борьбе за Родину. Который расположен на площади Павших Героев, на улице Северной, открыт в канун 50-летия  Октябрьской революции в 1967 году.  Комплекс состоит из монументальной стены с высеченной на ней эпизодами Гражданской и Великой Отечественной войн, стен с каменными мемориальными досками, на которых нанесены имена воинов-героев Кубани, чаши с Вечным огнем.  Скульптор И.П.Шмагун, архитекторы В. Т. Головеров, Н. П. Шлыков. Выполнен из бетона и гранита.         
7 слайд
По назначению скульптуры  подразделяется на:
монументальную   -  памятники, статуи, рельефы, которые запечатлевают исторические события и образы исторических деятелей. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте,  вы видите   справа, на примере памятника студентам, преподавателям и сотрудникам Кубанского политехнического института, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
станковую -  скульптуры невелики по размеру. Основной жанр -  портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, которая может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова). Пример станковой скульптуры вы видите посередине слайда -  бюст Героя Советского Союза М. М. Корницкого первоначально был установлен на территории фабрики Кожизделий, по адресу, ул. Березанская 88 в 1968 году. В начале 2000-х был перенесен на территорию СОШ № 30 им. Героя Советского Союза Г. К. Жукова. 21 сентября 2012 был перенесен на новый постамент, в связи с установкой бюста Г. К. Жукова в рамках проекта "Аллея Российской славы" Ф.Э. Дзержинского в сквере им. Дзержинского;
декоративную  - скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения. Обелиск чекистам Кубани. Находится на пересечении проспекта Чекистов и бульвара Платанового, в Юбилейном микрорайоне. Открыт в 2005 году, в канун празднования 60-летия Победы в ВОВ. Скульптор А. Корнаев, архитектор В.Карпычев.
Это деление обусловлено содержанием скульптуры, размерами произведения, его назначением.
8 слайд
Техника исполнения скульптуры может быть:
лепка - создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления;
ваяние - создание нужной формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева;
метод отливки - используется для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия.
1.                Памятник 500 советским воинам и мирным жителям, погибшим в боях с фашистскими захватчиками. Находится на пересечении ул. Воронежской и Обрывной, рядом с Мясокомбинатом (ОАО "Мясокомбинат Краснодарский"). Открыт в 1975 году.
2.                Мемориал «жертвам фашистов». Фото А.Касилова. Скульптор И. П. Шмагун. Архитекторы И. И. Головер и В. Т. Головер. Открыт в 1985 году в роще имени Чистякова. На этом месте за полгода погибло насильственной смертью 13 тысяч человек.
3.     Памятник А. И. Покрышкину на ул. им. А.И. Покрышкина.
IV. Творческая практическая деятельность
9 слайд
Охарактеризую каждую из скульптур по виду и по назначению первую - памятник воинам-освободителям в южной части города и маленькая площадь была названа площадью Победы 9 мая 1965 года.
Второй – памятник героям битвы за Кубань, который находится на улице 40 лет Победы, у Солнечного острова. Памятник открыт в 1945 на средства жителей станицы Пашковской.  Скульптор А. П. Сало.
Третье изображение - Памятник А. И. Покрышкину на ул. им. А.И. Покрышкина в поселке Энка.
V. Рефлексия
10 слайд
Переходим к повторению  
1.      Что означает слово «скульптура»?
2.      На каком языке говорит «скульптура»?
3.      Какие жанры характерны для скульптуры?
4.      Назовите два вида скульптуры.
5.      Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?
6.      Что такое монументальная скульптура?
7.      Какой основной жанр в станковой скульптуре?
8.      Для чего предназначена декоративная скульптура?
9.      Назови техники исполнения скульптуры. Чем они отличаются друг от друга?
VI. Итоги урока
11 слайд
Память о подвиге советского народа - будет вечно жить в наших сердцах. И  каждый из нас обязан передать свои знания нашим потомкам.
 Необходимо заботится, беречь  скульптуры, памятники,  так как природная стихия дождь, ветер, солнце, температурный перепад потихоньку, едва заметно  оказывают на историческое достояние разрушительное влияние.
  Когда нас не станет, именно они - памятники и история продолжат рассказ о нашем прошлом.
12 слайд
Урок, ребята, хочу закончить стихотворными строками из произведения  Мотылёчек Аллы
 Простите! Дорогие ветераны, нас!
За наше ханжество, за быт и суету.
Что нет того единства в нас.
И люди сеют смуту и вражду.
 Простите! Я склоняю голову…
Нижайший вам поклон от нас, от всех!
За вашу доблесть и отвагу стойкую!
За детский беззаботный смех! Поздравляю Вас с Победой!
 С главным в Вашей жизни днем!
 Знайте: подвиг Ваш не предан,
 Им сегодня мы живем…
13 слайд
Используемые  интернет ресурсы:
1. http://lytera.ru/zhizn-kak-eksperiment.html ,Е. Никифоров. Жизнь как эксперимент;
2. https://www.google.ru/search?q  анимационные  картинки  вечный огонь, летящие голуби.
3. http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/ekaterinodar-krasnodar-memorial-zhertvam-fashizma/  КРАСНОДАР. МЕМОРИАЛ "ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА.
4.  https://ru.wikipedia.org/wiki/   Список памятников Краснодара.
 https://ru.wikipedia.org/wiki/ - песня «Журавли».

Стилизация.Форма. Абрис.


Великая Отечественная война в творчестве художников

Великая победа ВОВ в работах советских художников

Работы Сальвадора Дали

"Знатоки искусства" урок-игра

Почтовые марки

2 комментария:

  1. Отличный сайт !) поднимает настроение👍

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Арина. Что именно тебе подняло настроение?

      Удалить